» Основные направления деятельности методической службы

Основные направления деятельности методической службы

Деятельность методической службы Тираспольского техникума информатики и права представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом.

Цели методической службы техникума:
- обеспечение гибкость и оперативность методической работы в техникуме;
- повышение квалификации педагогических работников, развитие их профессиональной компетентности и роста профессионального мастерства;
- создание условий для профессиональной адаптации и личностного профессионального развития молодых педагогов.

Задачи методической службы:
- поиск новых, более эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование научно-методического обеспечения основных компонентов образовательного процесса организации профессионального образования;
- информационно-аналитическое обеспечение методической деятельности преподавателей;
- организация обмена опытом между членами педагогического коллектива;
- создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей, развития педагогического творчества;
- ведение мониторинга состояния и формирование банка данных научно-исследовательской и методической работы педагогического коллектива.

Методическая служба как система управления научно-методической работой техникума имеет следующую организационную структуру:

1. Методический совет – постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, формируемый в целях координации и контроля деятельности структурных подразделений методической службы, направленных на развитие методического обеспечения образовательного процесса.

Основным содержанием деятельности Методического совета является:
- определение основных направлений методической службы;
- координация деятельности цикловых методических комиссий и других структурных подразделений методической службы, направленной на развитие методического обеспечения образовательного процесса;
- организация инновационной и проектно-исследовательской деятельности педагогами, направленной на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, апробацию учебно-методических комплексов и т.д.;
- разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта преподавателей.

2. Аттестационная комиссия, которая действует с целью проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа педагогического труда и определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогов техникума требованиям заявленной категории согласно действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики.

3. Цикловые методические комиссии – являются объединениями преподавателей родственных учебных дисциплин, работающих в техникуме, в том числе по совместительству в количестве не менее пяти человек.

Основным содержанием деятельности цикловых методических комиссий является:
- выбор форм и организация методической работы;
- разработка, изучение, анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс эффективных педагогических и воспитательных технологий, методов и методик, достижений передового педагогического опыта, достижений науки и техники, современных учебников, учебных и методических пособий;
- создание и совершенствование комплекса методического обеспечения профессиональных модулей и учебных дисциплин;
- выработка единых требований к работе учебных кабинетов, лабораторий;
- совершенствование педагогической и профессиональной квалификации членов комиссии;
- обеспечение преемственности педагогических традиций, оказание помощи начинающим педагогическим работникам;
- разработка мер по улучшению организации промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся;
- подготовка и рассмотрение экзаменационных материалов;
- организация и проведение методических месячников;
- проведение профессиональных конкурсов и олимпиад.

В техникуме созданы и успешно функционируют три методические цикловые комиссии:
ЦМК общеобразовательных дисциплин;
ЦМК информационных дисциплин;
ЦМК юридических и экономических дисциплин;

В практику работы цикловых методических комиссий вошли такие формы работы, как проведение методических, научно-практических семинаров по обсуждению современных форм преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей, методических месячников, включающих проведение открытых уроков и внеаудиторных мероприятий, конкурсы, викторины, конференции, олимпиады.
Педагоги техникума проводят занятия с применением современных педагогических технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, перспективно-опережающие, информационно-коммуникационные и игровые технологии, интерактивное, модульное, проблемное, проектное, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)что позволяет приблизить процесс обучения к реальному процессу познания, усилить экспериментальную, исследовательскую и познавательную деятельность студентов, обеспечивает формирование у студентов системного и критического мышления, готовности к самостоятельному освоению новых знаний, формированию общих и профессиональных компетенций.

4. Школа начинающего педагога, целью которой является повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов, их успешная адаптация к работе в техникуме, самоутверждение и профессиональное становление.

Основным содержанием деятельности Школы начинающего педагога является:
- выявление профессиональных, методических проблем в профессиональной деятельности начинающих педагогов и содействие их разрешению;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности начинающих педагогов;
- оказание методической помощи в разработке учебно-программной документации, учебно-методических комплексов;
- формирование навыков в проведении анализа деятельности.
5. Школа педагогического мастерства, целью которой является повышение профессионального мастерства преподавателей техникума.

Основным содержанием деятельности Школы педагогического мастерства является:

- развитие методической и информационной культуры педагогов;
- представление различных видов программно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса (учебно-методические пособия, методические рекомендации, методики преподавания, новые технологии обучения и воспитания и отдельные их элементы, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы).
- создание условий для овладения передовыми педагогическими технологиями в их индивидуальных модификациях;
- развитие методической и информационной культуры педагогов;

Главная цель работы педагогического коллектива техникума – подготовка квалифицированных, свободно владеющих своей профессией, ответственных и готовых к постоянному профессиональному росту специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Необходимость подготовки компетентных специалистов ставит перед педагогическим коллективом задачи по совершенствованию как содержания образования, так и технологий образовательного процесса. Эти задачи соответствуют единой методической теме: «Создание интерактивной образовательной среды в техникуме через совершенствование технологий, форм и методов обучения; формирование устойчивых общих и профессиональных компетенций; обеспечение качества подготовки специалистов в условиях реализации ГОС СПО III поколения».

Реализация методической темы отслеживается в работе педагогического и методического советов, педагогических чтениях, семинарах, заседаниях цикловых методических комиссий, отражается во время проведения месячников методической работы цикловых методических комиссий, месячника методической работы техникума.

Цели, задачи и содержание методической работы в техникуме реализуется через различные формы.

Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников техникума:
а) курсовая подготовкаосвоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, стажировка;
б) обучающие (теоретические и практико-ориентированные) семинары;
в) участие в работе сетевых сообществ Интернета;
г) мастер-классы;
д) самообразовательная деятельность преподавателя по индивидуальной методической теме, которая соответствует единой методической теме техникума;
е) наставничество;
ж) индивидуальная методическая помощь;
з) экспериментальная работа;
и) диагностика затруднений.

Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта педагогической деятельности:
а) научно-практические конференции;
б) практические семинары;
в) педагогические чтения;
г) открытые учебные занятия и внеаудиторные мероприятия;
д) мастер-классы;
е) творческие отчеты;
ж) конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
з) публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.
Формы информационно-методической работы:
а) формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
б) обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
в) создание банков программ, авторских разработок;
г) освещение деятельности педагогов в СМИ;
д) размещение информации о деятельности методической службы на сайте техникума.скачать софт